www.aliberduko.narod.ru www.aliberduko.narod.ru
Немного из истории рода
Главная страница
Семейное древо
История рода
Видео
Фотографии
MP3






























































































































































Родословная каждого человека начинается с истории своего народа. Без знания своего прошлого нет и будущего. Очень важно сохранить традиции и обычаи,
мировоззрение нормы поведения, духовное наследие для передачи последующим поколениям. Генеалогия как знание своего происхождения, степени родства между отдельными лицами родились вместе с человечеством. Знание своих родителей и предков было необходимо в жизни человеческого общества. Она возникла из практических надобностей правящих классов, нуждавшихся в закреплении своих родственных отношений по целому ряду причин. Она оформляла сословную принадлежность семьи, регулировала права собственности и наследования была необходима при продвижении по службе.

В 90-х годах прошлого столетия в стране изменилась существующая система, происходят ухудшение жизни людей, снижается культура, появляются другие ценности. И в этот период большая часть населения задумывается над духовностью общества и, как к единственному спасению, обращается к традиционному опыту своих предков, вековой мудрости народа, к своим корням.

Генеалогическая память, отчий дом, очаг - всегда напоминали жизненную основу дерева. И здесь не последнюю роль играет мировоззрение ушедших поколений, опиравшееся на ответственность перед старшими сородичами, перед теми, кто дал жизнь потомкам.

Если в прошлом генеалогия была прерогативой дворянских родословных, то сейчас она изучает родословные практически всех сословий.

Большой вклад в основу и развитие генеалогической науки в Кабардино-Балкарии внесли такие известные ученые и писатели, как С. Н. Бейтуганов, А, И. Мусукаев, А. А, Максидов, которые в конце прошлого столетия создали Кабардино-Балкарское историко-родословное общество.

В 90-х годах С. Н. Бейтуганов издал книги «Кабардинские фамилии: истоки и судьбы» (Нальчик, 1991), “Кабарда в фамилиях” (Нальчик, 1998), *Эркеновы: род в истории народа” (Нальчик, 2000). Доктор исторических наук, профессор А. И. Мусукаев написал работы “Балкарский тукума (Нальчик, 1986), “Из незабытого и прошлого” (Нальчик, 1976)* “Века родословий” (Нальчик, 1997). Кандидат исторических наук А, А. Максидов - “Родословная Максидовых” (Нальчик, 1996), “Хапцей, Пшичо, Апатией” (Нальчик, 1997), “Калибатовы” (Нальчик, 1998), “Ажаховы” (Нальчик, 1999), “Шукаевы” (Нальчик, 2000), “Гетигежевы-Гатагажевы”

Родословную рода Жу (так название рода произносится на черкесском), возможно проследить только с середины XVIII века. По словам старейшин рода, основатель одной из веток рода, которая более компактно сейчас проживает в Карачаево-Черкесской республике - Сэин (имя переводится как «Большой Нож») был примерно 1758 года рождения.

Из немногочисленных документов найденных в ЦГА КБР и рассказов старейшин следует, что род Жу раньше проживал в районе Пьятигорья на реке Кума в ауле Трамово.

Из первого, найденного в ЦГА КБР документа, датированного 1849 годом следует, что представитель рода Жу – уздень Жыжуев Альбахчыч, проживал в ауле Трамово. Из второго, датированного 1853 годом, следует, что уздень Бадрак Жуов тоже проживал в ауле Трамово. (Рис. 2, 3)

Проанализировав эти документы и изучив соответствующую историческую, этнографическую и справочную литературу, совет рода сделал два вывода:

1. Род Жу относился к дворянам II ступени – уорк (уздень).

2. Представители рода Жу с середины XVIII по середину XIX веков, вероятнее всего наиболее компактно проживали в ауле Трамово.

Майкл Ходарковский, профессор российской истории Университета Лойолы, Чикаго в своей статье «В королевстве кривых зеркал» (Основы российской политики на Северном Кавказе до завоевательных войн XIX в.), пишет «…кабардинцы, жили в. социально дифференцированном обществе. Кабардинская знать разделялась на пши, которых русские называли князьями, и уорков, дворян более низкого звания, которых русские называли уздени. К князьям относились с величайшим почтением, но никто из них не был избран править остальными. Употребление термина «уздень», которым русские обозначали кабардинцев, свидетельствует о невежестве колонизаторов: они очень мало знали о тех народах, с которыми им пришлось иметь дело. «Уздень», термин тюркского происхождения, был дворянским титулом у кумыков и прочих тюркских народов Кавказа (карачаевцев и балкарцев), но не среди кабардинцев и других адыгов, создавших целую иерархию титулов низшего дворянства. В течение длительного времени российские чиновники не знали того, что общественная структура кабардинцев на самом деле была значительно более сложной, чем они предполагали. Лишь в 20-е годы XIX в. в языке российской администрации нашла отражение более сложная иерархия кабардинской знати».

В подтверждении этого я нашла в словарье Ушакова: «УЗДЕНЬ, узденя, м. (кумыкск., ezden) (истор.). Лицо, принадлежавшее к феодальному дворянству Кабарды и Дагестана».

Прослеживая историю аула Трамово, можно понять каким образом представитель рода Жу – Сэин со своими сыновьями оказался в Закубанье.

Первое научно достоверное упоминание об ауле Трамова оставил П.С. Паллас (1741 — 1811), который во время своего путешествия на Северный Кавказ застал “близ гор Машука и Бештау” аулы Аджиева, Трамова, Джантемирова и Кармова. А свое путешествие П.С. Паллас совершал в 1793—1794 гг., и, следовательно, именно к этому времени относятся первые письменные сведения об ауле Трамово. Однако перечисленные поселения не имели постоянной оседлости. В 1817 г. Кавказскому гражданскому губернатору из Константиногорска (Пятигорск) сообщали, что Трамов аул был “переселен в прошлом 1816 г. с сей стороны за границу на речку Бугунту, где ныне оной находится”. Значит, этот аул ранее находились на “сей стороне”, т. е. на реках Куме и Подкумке.

Этот факт подтверждается - в «Записках Алексея Петровича Ермолова во время управления Грузией» читаем: «1818, 6 мая. Прохладная, селение. Собраны владельцы и уздени (князья) кабардинские, которым сделал я строгое замечание за гнусные и подлые их поступки и разбои... Они дали мне обещание быть лучшими... Доселе все данные ими присяги нарушены. Поставил им в пример того же года наказанный за укрывательство разбойников Трамова аул, неподалеку от Константиногорска отстоявший, который по приказанию моему разрушен до основания, взято до 2 тыс. лошадей и весь скот, и что жителям оного только позволено было вывести жен своих и детей…..».

По данным исследователей, в те времена на юго-восточном склоне Бештау располагались несколько аулов. Вероятно, именно эти аулы описаны в поэме М.Ю. Лермонтова “Измаил-Бей”:

Давным-давно, у чистых вод,
Где по кремням Подкумок мчится,
Где за Машуком день встает,
И за крутым Бешту садится,
Близ рубежа чужой земли
Аулы мирные цвели,
Гордились дружбою взаимной;
Там каждый путник находил
Ночлег и пир гостеприимный;
Черкес счастлив и волен был…
…Они тогда еще не знали
Ни золота, ни русской стали!

Одним из этих “мирных аулов” был и аул Трамово. Русско-кавказская война раскидала жителей аула Трамова по всему Кавказу.

В первой половине XIX в. продолжалось заселение нынешней территории Кабардино-Балкарии. В частности, в 1825—1847 гг. “18 аулов переселены из-за Малки от Бештовых гор”.

В документах за 1825 г. аул Калмыка Трамова значится на реке Черек. Выясняются некоторые подробности возникновения постоянной оседлости аула Трамова из письма жителей аула в 1857 г. Грамотину: “Первоначально начальство нас выселило из Кумы... по низовьям р. Череке... вторично нас поселили по правую сторону р.Малки назад тому 30 лет”. Судя по этому документу, трамовцы основали современное селение Малка в 1827 г. Через пять лет к ним переселились “с аулом своим на левом берегу Малки, выше Известнобродского карантина”, другие трамовцы, располагавшиеся в “Хостовом ауле”.

Некоторые семьи из “18 аулов переселеных из-за Малки от Бештовых гор” не подчинились и через горы ушли в Закубанье. Их назвали впоследствии «хьэжрэт». Жу Сэин с сыновями тоже был в числе хьэжрэт.

Жу Сэин с семьей, по рассказам стариков, после многочисленных скитаний и испытаний пришел в аул Хагундоково и осел здесь. Аул так назывался, потому что принадлежал князям Хагундоковым. После Октябрьской революции аул переименовали в Али-Бердуковский, в честь революционера Али Бердукова погибшего от рук белогвардейцев.

В справочнике «Адыгские географические названия» также указано «…Кабардино-Балкария. Трамэ хьэблэ (Трамово) - с 1865 г. квартал с. Малка, был также под г. Бештау; Хьэгундокъуэ хьэблэ (Хагундоково) - с 1865г. кв. с. Каменномостского, был также на р. Кума. В этом же справочнике «Карачаево-Черкесия - Хьэгъундыкъуей (Хагундоково) - а.Али-Бердуковский«. Можно с уверенностью сказать, что жители разоренных аулов, селились на новых местах по принципу «родственник к родственнику и сосед к соседу», в итоге получалось, что большая часть семей из одного аула селилась потом же компактно - целыми кварталами и аулами. Оттуда же и перенесенные географические названия.

В книге «Малая Кабарда» автора В.С. Бесланеева пишется о малокабардинском роде Жуовых «переселившиеся в Турцию в XIX- начале XX века» вместе с остальными адыгскими семьями из-за последствий Русско-Кавказской войны. «Эти переселенцы сосредаточились в двух вилайетах (областях) – Мараш и Сивас и стали жить в 16 немногочисленных деревнях». «В селени Юкари Каргабук (Къэшэжхьэблэ), вилайете Мараш расположились семьи Вындыговы, Жуовы, Шагировы, Елмырзовы, Желехажевы».

Сейчас потомки этих переселенцев живут в Турции, Иордании и Сирии. Один из правнуков Сэин впоследствии по каким то причинам ушел в Абхазию. В наши дни поддерживают связи семьи рода Жу (Жужуев) из а. Али-Бердуковский, а. Хабез, а. Инжичукун (Джу на абазинском языке), г. Черкесск (КЧР), с. Нижний Черек, п. Вольный Аул, г. Баксан (в частности Дугулубгей), с. Малка, с. Каменномостское, г. Нальчик (КБР). В 2005 году в Нальчике представитель из младшего поколения Эраджиб Жужуев познакомился со студентом из Сирии Захьир Жу, который учится на факультете Ветеринарии в КБГСХА.

На данный момент в КЧР насчитывается больше 40 семей рода Жужуевых (Жу на черкесском языке).
  jujueva_m@mail.ru
Hosted by uCoz